"Спасем Сокольники!"

Комитет гражданского действия

  • Уважаемый господин Президент!

    Вынуждены поставить Вас в известность, что Мэр г. Москвы Собянин С.С. и его команда принципиально не желают исполнять Ваши рекомендации - "не уклоняться от ответственности, не допускать волюнтаристских решений и слушать людей". Принимаются волюнтаристские решения, игнорируются мнения жителей Москвы.

    В 2010г. был разработан Генплан Москвы, утверждённый Мосгордумой. 05.05.2010г.- как Закон Москвы по Генплану предусматривалось строительство линии метро через старые жилые массивы с населением около 400 тыс. чел. в районе Соколиной Горы, Богородского, Ростокино и т.д.

    В 2012г. новое правительство Москвы без каких-либо обоснований решает провести линию метро по более краткому пути через уже 80 лет существующие станции метро - Сокольники, Электрозаводская, Рижская - памятники архитектуры, всемирно признанные инженерные и культурные достижения Москвы, охраняемые государством, при этом не строя ни одной новой станции на территории нашего Восточного округа, где проживает 1 млн.400 тыс. человек и всего 12 станций метро.

    Уважаемый Владимир Владимирович!

    На протяжении столетий правители России уделяли особое внимание своим столицам. Иван Грозный определил планировку Москвы, ширину её улиц и переулков по наши дни, Пётр 1 выстроил уникальный город с линейно-лучевой структурой.

    Сегодня Вы доверили Столицу Москву случайным людям без профессии, которые полностью исключили наше участие в развитии города.

    Мы знаем, что во всех районах старой Москвы высказывается активное недовольство самоуправством городской администрации, создаются сообщества единомышленников, которые борются за свои территории, а также за честь и достоинство москвичей.

    Своей неразумной политикой Мэр Москвы и его зам. Хуснуллин провоцируют людей на массовые выступления, митинги, несанкционированные протесты.

    Мы обвиняем г-на Хуснуллина в превышении должностных полномочий и узурпации права единолично решать вопросы градостроительства, не считаясь с законами Москвы и Градостроительным Кодексом РФ.

    Обращаем Ваше внимание на проведение фальшивых тендеров на проектно-строительные многомиллиардные работы по метрополитену ради практической ликвидации из личных интересов г-на Хуснуллина традиционного для Москвы института Метрогипротранс в угоду иностранным фирмам, не знающим наших грунтов и социальных условий.

    Это уже похоже на коррупционный сговор.

    Просим Вас помочь нам сберечь наш старинный московский район, исторический парк Сокольники и первую в России станцию метро Сокольники, а также обеспечить метрополитеном жилые районы Восточного округа Москвы.

    Просим Вас взять на контроль наше дело и не допустить экологической, техногенной и социальной катастрофы в нашем районе.


    От имени Комитета:

    Депутат Совета депутатов
    муниципального округа Сокольники Л.И.Соломатина

    Заслуженный архитектор РФ,
    кандидат архитектуры,
    советник Российской академии архитектуры
    и строительных наук
    муниципального округа Сокольники З.В.Харитонова


  • Обращение к Президенту России от депутатов и архитекторов

    Обращение к Президенту России депутатов и архитекторов
  • Письмо депутата Государственной Думы РФ А.В. Потапова в Мосинжпроект

    Письмо депутата госдумы Потапова
  • Ответ из Мосигжпроекта на письмо депутата Государственной Думы РФ А.В. Потапова

    Ответ на письмо депутата госдумы Потапова
  • Ответ Заместителя Мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства М.Ш. Хуснуллина первому заместителю председателя Комитета по конституционному законодательству и государственному строительству, депутату Государственной Думы РФ А.А. Агееву

    Ответ Хуснуллина депутату госдумы Агееву
  • Письмо депутатов ВМО "Сокольники" мэру Москвы

    Листовка на митинг против строительства нового метро в Сокольниках
  • Заявление заместителю Мэра

    Заместителю Мэра Москвы в Правительстве Москвы
    по вопросам градостроительной политики
    и строительства, кандидату экономических наук
    Хуснулину М.Ш.

    Уважаемый Марат Шакирзянович!

    По Вашей рекомендации в адрес Префекта ВАО Тимофеева В.А., жители и общественность района Сокольники ознакомились с предлагаемой Вами схемой строительства дополнительной станции метро Сокольники в исполнении Мадридских проектировщиков и сообщают следующее:

    МЫ КАТЕГОРИЧЕСКИ ПРОТИВ КАКОГО ЛИБО СТРОИТЕЛЬСТВА ВОЗЛЕ СТАНЦИИ МЕТРО СОКОЛЬНИКИ,

    т.к. это может привести к непредсказуемым последствиям.

    У нас есть документы, подтверждающие подвижку и просадку тоннеля при недавнем строительстве возле станции Сокольники.

    Наша станция открыта в 1935 году, это памятник архитектуры международной известности – в 1937г. она была удостоена премии ГРАН-ПРИ на Всемирной ярмарке в Париже за уникальность архитектурно - планировочного решения, нарушать которое никто не имеет права.

    В нашем округе ВАО проживает 1млн 400тыс жителей и всего 12 станций метро. Мы настаиваем на исполнении Генплана Москвы, утверждённого Законом Мосгордумы от 05.05. 2010 года, где предусмотрена связь станции метро Автозаводская через Соколиную Гору, Семёновскую, Преображенку, Богородское, Ростокино и далее через Маленковскую к станции ВДНХ.

    Здесь проживает около 400 тыс человек и появятся 3 новые станции метро.

    Известно, что в районе Богородского идёт строительство жилых комплексов на 10 тыс человек, а районе Преображенской площади и на Соколиной горе начинается освоение промзон под жилое строительство.

    Необходимо предусмотреть комфорт их проживания.

    Просим Вас о личной встрече, что было обещано нам Собяниным С.С. ещё весной 2013 г. на встрече его с муниципальными депутатами 19 декабря 2013г.

    Вы знаете, что Президент РФ В.В. Путин напутствовал людей, обличённых властью:

    «Не уклоняться от ответственности, не допускать волюнтаристских решений и слушать людей».

    Мы провели 7 декабря 2013г. митинг возле метро Сокольники и собрали более 3000 подписей коренных москвичей, а не работающих где-либо людей.


    От имени Комитета:

    Депутат Совета депутатов
    муниципального округа Сокольники Л.И.Соломатина

    Заслуженный архитектор РФ,
    кандидат архитектуры,
    советник Российской академии архитектуры
    и строительных наук
    муниципального округа Сокольники З.В.Харитонова


    Приложение: фотографии станции Сокольники, техническое заключение НИИОСП им. Н.М.Герсеванова, ОАО ЦНИИС «НИЦ Тоннели и метрополитены».


    13 января 2014г.

  • РЕЗОЛЮЦИЯ
    митинга жителей района Сокольники

    07 декабря 2013 года

    Мы, собравшиеся на митинг жители Сокольников,

    решительно протестуем

    против предполагаемого строительства Третьего пересадочного контура метро через станцию метро Сокольники, так как это проект повлечет за собой катастрофические последствия для исторически сложившегося района Сокольники и не решит никаких транспортных проблем города Москвы.

    1 Предполагаемое строительство Третьего пересадочного контура метро через станцию метро Сокольники неизбежно нанесет серьезный удар по экологии района и поставит под угрозу дальнейшее существование парка.

    При осуществлении этого проекта, Сокольники лишатся липовой аллеи на Сокольнической площади, которая является "визитной карточкой" района, несколько лет будет затруднено движение автомобилей, общественного транспорта и пешеходов на прилегающей к строительной площадке территории, а также доступ в центральную часть парка Сокольники.

    И самое главное, неизбежно пострадает экология района.

    2 Есть серьезная опасность того, что при предполагаемом строительстве пострадают фундаменты окрестных домов и Храма Воскресения Христова, так как серьезные проблемы с грунтовыми водами уже возникли после строительства большого здания на Русаковской.

    3 По предлагаемому проекту Москомархитектуры сооружение трассы от станции «Нижняя Масловка» до станции «Авиамоторная» включает обслуживание районов Савеловский, Марьина Роща, Мещанский, Басманный, Соколиная Гора, Лефортово, Сокольники, то есть по районам уже обеспеченным метро, в то время как такие районы, как Соколиная Гора, Богородское, Ростокино, где проживает 360 тыс. жителей, останутся лишенными станций метро.

    На общественных слушаниях, проведенных в Сокольниках 18 декабря 2012 года, жители района однозначно высказались против предложенного проекта, собрав более двух тысяч подписей, и предложили альтернативный проект, в соответствии с Законом города Москвы от 05.05.2010 г. № 17 "О Генеральном плане города Москвы" утвержденным Мосгордумой, предусматривающий прохождение трассы метро через район Соколиная Гора, ст.м. "Семеновская", ст.м."Преображенская площадь", район Богородское, район Ростокино, ст.м. "ВДНХ, где проживает 360 тыс. жителей, ежедневно испытывающих трудности в передвижении.

    Считаем целесообразным поручить Метрогипротрансу, имеющему все исторические чертежи и материалы, завершить проект станции метро Сокольники, обеспечив второй выход, предусмотренный в 1935 году.

    Таким образом тысячи жителей с противоположной стороны ул. Русаковская будут попадать в метро не переходя широкую улицу, что позволит снять проблемный светофор и не строить подземный переход.

    Мы предлагаем вернуться к рассмотрению альтернативного проекта, который позволит сохранить экологию района Сокольники и поможет решить транспортные проблемы жителей других районов, обделенных станциями метро.


    Участники митинга, жители района Сокольники города Москвы

  • Заявление Комитета Гражданского действия «Спасем Сокольники», жителей районов Сокольники и Басманный

    Мы выступаем категорически против Постановления № 690–ПП «Об утверждении проекта планировки территории линейного объекта – участка проектируемой линии метрополитена Третий пересадочный контур от проектируемой станции «Нижняя Масловка» до проектируемой станции «Авиамоторная» (ТПК). Постановление принято вопреки протестам москвичей и в нарушение Генерального плана г. Москвы Правительством города Москвы 25 ноября 2014г.

    Заказчиком Проекта является Департамент строительства г. Москвы, заказчик-генподрядчик – АО «Мосинжпроект», инвест-застройщик – ГУП «Московский метрополитен», подрядчик – ОАО «Мосметрострой», многочисленные субподрядчики.

    Считаем, что данный проект выполнен с нарушением законодательных и градостроительных норм, без соответствующих исследовательских предпроектных работ и согласований. Строительство сложного стратегического и опасного объекта, такого как метрополитен, предполагает опережающее проектирование, которое отсутствует.

    Ранее, в соответствии с Законом города Москвы от 05.05.2010 г. № 17 «О Генеральном плане города Москвы», утвержденным Мосгордумой, прохождение трассы метро было предусмотрено через районы Соколиная Гора, Богородское, Преображенское, Ростокино, Алексеевский, ст. м. «ВДНХ», что действительно бы соответствовало транспортным потребностям более 360 тысяч жителей, проживающих в этих районах.

    Однако вопреки здравому смыслу и градостроительным нормам, в 1 км от существующей Кольцевой линии метро, утвержден проект совершенно другой трассы, через исторический район Сокольники и парк Сокольники, никаким образом не нуждающихся в транспортной разгрузке. Расположение проектируемого Северного участка ТПК абсолютно не учитывает расстояния от существующего метрокольца и распределения транспортных потоков.

    Публичные слушания 18 декабря 2012 г. были проведены только в части размещения новой станции метро «Сокольники» и участка ТПК, на них жители однозначно высказались против данного варианта трассы, собрав более трех тысяч подписей против строительства через Сокольники. Сам проект планировки размещения станции метро и линейного участка ТПК, который утверждён в ППМ-690, кардинальным образом отличается от проекта планировки, представленного на публичные слушания, а остальная часть трассы вообще не обсуждалась , что является грубым нарушением ГК РФ. Жителями Ростокино, Соколиная гора, Богородское, напротив, было собрано десять тысяч подписей за осуществление планов строительства метрополитена согласно Генплану 2010 г.через их перенаселенные и загруженные районы.

    Метро неглубокого залегания, согласно ППМ-690, проектируется в сложных условиях в районе плотной застройки. Все прилегающие участки с выраженным наклоном в сторону реки Яуза являются потенциально оползневыми. Любое строительство в таком районе, и особенно прокладка метро с проведением объемных земляных работ, может привести к нарушению геодинамического равновесия вблизи фундаментов домов, стоящих в основном на сваях, а также объектов инфраструктуры и общего пользования, таких как железнодорожный насыпной мост через реку Яуза, имеющий охранную зону и Электрозаводский мост. При сложном рельефе и для территории в зоне опасных геологических процессов должна быть выполнена детализированная оценка инженерно-геологического районирования. Такие детализирующие материалы в Приложении к ППМ № 690 отсутствуют.

    Также историческая зона в пределах Камер-Коллежского вала с многочисленными памятниками архитектуры XVII–XIX вв., по которой должна пройти трасса, является охраняемой территорией, в которой запрещено производство строительных, изыскательных и проектных работ, в соответствии с ПП № 545 от 07.07 98г., 27.09.05 «Об утверждении зон охраны центральной части г. Москвы». Тем не менее, этот факт никак не учтен.

    Осенью этого года, несмотря на общественное мнение против проекта планировки ТПК через Сокольники, протесты граждан, митинги, обращения к депутатам ГД, Президенту РФ, Генпрокуратуре, в судебные инстанции и прочим органам власти с просьбой остановить незаконное строительство, абсолютно противозаконно начались интенсивные земляные работы и масштабная вырубка зеленых насаждений по прохождению трассы в Лефортово и на территории стадиона «Металлург».

    Считаем, что проект, разработанный явно не в интересах горожан, повлечет за собой катастрофические последствия для экологии и инфраструктуры исторически сложившихся районов. В итоге высокобюджетное строительство не решит транспортных проблем города!

    Требуем остановить незаконное строительство и вернуться к проекту по Генплану 2010 г., отвечающему потребностям горожан!!!

    Петиция на сайте: http://spasyom-sokolniki.ru
    Петицию против строительства ТПК через Сокольники подписало более 13 тысяч человек.

  • Обращение от жителей Басманного района (Семеновской набережная), протестующих против строительства Третьего пересадочного контура ( ТПК ) линии метрополитена от ст. Нижняя Масловка до « Авиамоторная» (№690-ПП г.Москвы от 25.11.2014 г).
    (направлено: Президенту РФ Путину В.В. в Генеральную Прокуратуру РФ)

    В настоящее время на Семёновской набережной начались активные работы по строительству Третьего пересадочного контура (ТПК) от проектируемых станций "Нижняя Масловка" до "Авиамоторная" (№690-ПП г.Москвы от 25.11.2014 г).

    Как нам стало известно (Книга 2, с. 287, утвержденной Законом № 17 от 05.05.2010 г. «О Генеральном плане города Москвы»), дома по Семёновской набережной (д.2/1, стр.1 и 3/1, корп.4-6) и прилегающая территория находятся в зоне исторического влияния погребенной долины реки Яузы в районе распространения подтопляемых карстово-суффозионных грунтов с категорией «весьма опасный» (карта в Приложении). Все прилегающие участки с выраженным наклоном в сторону р.Яузы являются потенциально оползневыми.

    Любое строительство в таком районе и, особенно, прокладка метро неглубокого залегания с проведением объемных земляных работ может привести к нарушению геодинамического равновесия вблизи фундаментов домов (перегон ТПК проходит в 30 м от ближайшего жилого строения). Прохождение поездов метро с полным эксплуатационным весом до 300 т (в точке встречи составов до 600 т) будет вызывать постоянную мощную вибрацию и вертикальное раскачивание в обводненном грунте, что в сочетании, например, с фактором сезонного половодия (выдавливание присклоновой части водоносного слоя) или в период интенсивного выпадения атмосферных осадков может привести к подвижке грунта. Это вызовет опаснейшее и трудно прогнозируемое оседание отдельных участков прилегающей к перегону ТПК поверхности земли. Значительно осложняют ситуацию возможные деляпсивные оползневые процессы со стороны прилегающего наклонного участка по Гольяновской улице в сторону долины реки Яузы. Дома по Семёновской набережной находятся именно в нижней детрузивной части оползневого тела и постоянно поддавливаются напором выше расположенных блоков. Как следствие этих процессов, осложненных антропогенной вибрацией могут появиться трещины бортового отпора у свайного основания зданий и пучение, а с учетом мощности оползневых процессов вызвать нарушение несущей способности фундамента и появление аварийных конструктивных дефектов строений.

    Следует отметить, что непосредственно в зону сезонного присклонового обводнения Яузы попадают и некоторые адреса со стороны Сокольников, где планируется участок ТПК: ул.Гастелло, д.41 (по плану перегон метро граничит с фундаментом); Попов пр., д1к1 и д.1к2 (перегон метро планируется примерно в 10м от фундамента); Попов пр., д.4 (перегон метро планируется примерно в 30м от фундамента); ул.Гастелло, д.39 (перегон метро планируется примерно в 30м от фундамента); строения по линии ул.Матросская тишина, д.10,стр.9 - д.10,стр.12. Далее подтопляемый карст начинается на уровне Сокольнического вала непосредственно за Сокольнической площадью, д.6 (Воскресенская церковь) и занимает значительную часть парковой территории. Перегон метро планируется в нескольких десятках метров от фундамента церкви.

    Непосредственно к обводненным участкам прилегает так называемый «сухой» карст с характерной трещиноватостью (поверхнорстные карры), но особенно опасны своевременно невыявленные или недооцененные поноры с образованием внутренних пещер. Образуются они за счет инфильтрации и вымывания атмосферными осадками с открытых озелененных участков или с любого асфальтированного участка где отсутствует надлежащая ливневая канализация. Если такая пещера образовалась, то при подвижке грунта она может «схлопнуться». Оползневое смещение уже происходило в 90-х годах прошлого века в районе Лефортово. По данным "Московского комсомольца" в Лефортово произошло локальное землетрясение «из-за так называемого карстового сдвига». Другой пример от 8 марта 2011 года: провал грунта на внутридворовой территории по Красноказарменной улице, д.12/14. В результате образовалась яма 10 метров в длину, 5 - в ширину и 7 - в глубину. Провал случился в непосредственной близости от строительной площадки, где возводилось офисное здание и производились земляные работы. Из свежих примеров - провал грунта на Б.Почтовой 19.06.2014.

    Со стороны Сокольников непосредственно в зону «сухого» карста по линии проекта метро попадают следующие адреса: 5-я Сокольническая улица, д.1 (перегон метро планируется примерно в 20м от фундамента); 4-я Сокольническая улица, д.4 (перегон метро планируется рядом с фундаментом); ул.Барболина, д.6 и д.8 (перегон метро планируется примерно в 20-30м от фундаментов); 3-я Сокольническая улица, д.3 и д.4 (перегон метро планируется в нескольких метрах от фундамента); 2-я Сокольническая улица, д.4 и д.6 (перегон метро планируется между домами в 10-15 метрах от фундаментов).

    Как отмечалось выше важнейшим негативным фактором образования карстовых пещер является неотрегулированный поверхностный водоотвод (ПВ) дождевых и талых вод, включая вертикальную планировку с устройством усовершенствованных покрытий, организацию закрытой системы отвода поверхностных стоков. Мы проанализировали систему ПВ с прилегающих к Семеновской набережной территорий. Так, во двор рядом расположенного дома 1’Б’ по улице Гольяновская с нагорной части от территорий (не менее 1000 кв.м) домов 3Ак1 и 3Ак3 по Гольяновской улице через бетонированный арык производится поверхностный сброс дождевых и талых вод, которые самотеком с учетом наклона проходят около дома 2/1, стр.1 по Семёновской набережной и далее сбрасываются в район реки Яуза. В соответствии с п.10.7.3 МГСН 1.01-99 (ред.2006) на территории г. Москвы в условиях многоэтажной застройки применяется закрытый ПВ. В соответствии с п.11.9 и п.11.11 МГСН 1.01-99 на участках территорий жилой застройки, подверженных эрозии (по характеристикам уклонов и грунтов) следует предусматривать локальный ПВ от зданий, должны проводиться мероприятия по уменьшению инфильтрации воды в грунт. Актив дома по ул.Гольяновская, д.1’Б’ неоднократно обращался в Управу Басманного района о необходимости установить дождеприемники и осуществить их врезку в городскую ливневую канализацию, но получал отписки о «нецелесообразности» (?!).

    Мы исходим из того, что работы по строительству перегона ТПК увязываются с Положением о территориальном планировании города Москвы (Генеральный план города Москвы на период до 2025 года, Книга 1), где в п.2.1 говорится буквально о «защите населения и территории от опасных воздействий техногенного и природного характера, предотвращении чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий». Такие мероприятия уже на уровне изысканий и проектирования должны включать «регламентацию хозяйственной деятельности в зависимости от наличия зон геоэкологического риска, возможности проявления негативных инженерно-геологических процессов, вплоть до отказа от освоения наиболее опасных участков», «выполнение необходимых защитных и превентивных инженерно-технических работ, направленных на повышение стабильности опасных участков, в т.ч. закарстованных грунтов в основании сооружений, создание защитных сооружений по укреплению оползневых склонов, проведение дренажных работ на подтопленных территориях», «создание системы комплексного мониторинга, позволяющего вести систематические наблюдения самих участков и объектов, расположенных на них, разработку эффективных мероприятий, отвечающих особенностям техногенной нагрузки на территорию города».

    С учетом этого за разъяснением по строительству ТПК по Семеновской набережной мы неоднократно обращались в различные заинтересованные инстанции. Некоторые ответы нас просто критически насторожили.

    Так, в ответе Департамента строительства города Москвы (№ДС-12-292/14-71 от 4.12.2015г; подписан заместителем руководителя Департамента Аистовым В.Ф) указано, что «глубина заложения станций, типы тоннельных сооружений и методы проведения работ установлены на основании детальных исследований с учетом зон распространения опасных гидрогеологических процессов, безопасности строительства и эксплуатации». Отмечено, что еще в ходе разработки проектной документации по строительству объектов Московского метрополитена «проводится комплексное обследование территории, зданий и сооружений, попадающих в зону влияния метрополитена, результаты которого соответствуют санитарно-эпидемиологическим и экологическим требованиям. При проектировании и строительстве линий метрополитена нормативные требования учитываются в полном объеме. Также подчеркивается, что разрешение на строительство выдается только после получения положительного заключения государственной экспертизы» (!!).

    Мы повторно обратились в Департамент строительства города Москвы с целью уточнения отдельных вопросов, полученных в вышеуказанном письме. В ответе (№ДС-12-865/15-1 от 22.12.2015г; подписан первым заместителем руководителя Департамента Аксеновым П.Н) указано, что на этапе разработки проектной и рабочей документации ОАО «Мосинжпроект» еще только «будут разработаны следующие разделы: обследование зданий и сооружений, попадающих в зону влияния строительных работ; оценка влияния строительных работ на окружающую территорию и при необходимости разработка специальных мероприятий…».

    Как это понимать?! В соответствии со ст.8, п.3 №59-ФЗ (от 02.05.2006 (ред. от 24.11.2014), если Департамент строительства города Москвы не владеет профильной информацией, то в течение 7 дней он должен запросить проектную и рабочую документацию у генподрядчика ОАО «Мосинжпроект» и в регламентированные сроки ответить заявителю по существу. В данном случае налицо совершенно безответственное и некомпетентное поведение руководства Департамент строительства города Москвы. Фактически в первом ответе мы получили лжесвидетельство о разработке надлежащей проектной документации.

    Более того из другого ответа выясняется, что «проектная и разрешительная документация в Мосгосстройнадзор не поступала, разрешение на строительство заказчику не выдавалось, государственный строительный надзор в соответствии с законодательством не осуществлялся. Работы ведутся на основании ордера ОАТИ г. Москвы»; «за ведение работ в отсутствие разрешения на строительство технический заказчик АО «Мосинжпроект» привлечен к административной ответственности». (№ЭП-6046/15-1 от 3.12.2015; ЭП-5995/15-1 от 1.12.2015; подписаны зам.председателя Мосгосстройнадзора Мироненко С.П.). При этом разъяснение по поводу статуса ордера ОАТИ (№15030010, срок действия до 30.03.2016) и причин устранения Мосгосстройнадзора за контролем проводимых работ по обустройству и содержанию строительной площадки на стадионе «Металлург» нами не получено. Следует отметить, что строительная площадка на стадионе «Металлург» находится непосредственно в зоне обводненного карста с категорией «весьма опасный». На ней проводятся работы с применением тяжелой землеройной и сваезабивной техники. В непосредственной близости на расстоянии 100 м находится жилой дом по Семёновской набережной (д.2/1, стр.1) и на расстоянии 150 м в нагорной части находится жилой дом по Госпитальный вал д.5, стр.18. Оба старые кирпичные строения 50-х годов прошлого века.

    А как быть с заявленным в Генеральном плане города Москвы, Книга 1 (п.2.1) «переходом на опережающую стратегию безопасности развития города, ориентированную на градостроительное планирование с учетом природных рисков, управление развитием неблагоприятных процессов в геологической среде, принятие взвешенных решений по повышению устойчивости территории города на основе системы предупреждения и прогнозирования возможных негативных инженерно-геологических процессов». Все это выглядит как насмешка!!

    Жители выражают обоснованное беспокойство по поводу возможных изменений в техническом состоянии жилых домов по Семёновской набережной. В связи с этим мы просим Вас предоставить нам результаты проведённых перед началом строительства изыскательских работ на территориях, прилегающих к домам по Семёновской набережной (2/1, стр.1 и 3/1, корп.4-6). В ответе просьба совершенно конкретно отразить:

    1. Экспертное заключение специалистов о текущем состоянии оползневого тела по линии Гольяновской улицы, наклоненной в сторону реки Яузы, особенно на участке, прилегающем к домам по Семеновской набережной. Прогноз влияния на оползневое тело комбинации природных и добавленных антропогенных факторов (земляные работы и эксплуатация метро). При неблагоприятном прогнозе: какие предусмотрены мероприятия по предотвращению и защите от оползневых процессов, имея ввиду возможное закрепление склонов удерживающими шпунтовыми конструкциями, а также мониторинг за развитием их деформаций (оснащение объектов специальными автоматическими системами, фиксирующими подвижки грунтового массива).
    2. Какие предусмотрены мероприятия по защите от подтопления, имея ввиду:
      • a) устройство различных систем дренажей, в том числе систематических, исключающих ситуации, способствующие колебаниям уровней грунтовых и подземных вод с учетом периодов сезонных половодий реки Яузы, а также увеличению скорости фильтрации подземных вод в растворимых скальных и суффозионно-неустойчивых рыхлых породах;
      • b) организацию и ускорение стока атмосферных осадков (дождевых и талых вод), включая вертикальную планировку с устройством усовершенствованных покрытий, организацию закрытой системы отвода поверхностных стоков, имея ввиду сток со двора по ул.Гольяновская, д.1’Б’и в целом по междворовому проезду от Гольяновского проезда до Семеновской набережной.
    3. Объем и топографию проведенных инженерно-геодезических изысканий на территориях, прилегающих непосредственно к перегону ТПК и домам по Семёновской набережной. Для наших экспертов мы просим указать методы проведенных исследований, выявленные поверхностные карры, поноры, подземные пустотные образования - каналы, пещеры. Планируемые или выполненные превентивные мероприятия по их тампонированию (заполнение карстовых полостей цементными растворами или другими твердеющими материалами).
    4. В соответствии с заданием на разработку проектной документации, утвержденным 25.02.2014 заместителем руководителя Департамента строительства города Москвы (ЭП-5995/15-1 от 1.12.2015; подписан зам.председателя Мосгосстройнадзора Мироненко С.П.) и выполненным обследованием технического состояния зданий, попадающих в зону влияния строительства ТПК, в частности, по адресам Семеновской набережной: д.2/1, стр.1; д.3/1, корп.4, 5 и 6 убедительная просьба передать нам:
      • a) Акты текущего инженерно-технического состояния вышеуказанных зданий, включая подземные и наземные несущие элементы (стены, перекрытия).
      • b) Заключение о прогнозе величин деформации зданий, которые могут возникнуть в результате строительства и эксплуатации перегона метро в непосредственной близости от указанных домов.
      • c) При любом прогнозе величин деформации зданий, просим Вас предоставить: перспективный план мониторинга жилых строений с указанием ответственных подразделений, сроков, видов и объемов работ по выявлению возможных необратимых деформаций; план работ по превентивному усилению «слабых» конструктивных элементов зданий и коммуникаций, а также установке маяков для последующего наблюдения за изменениями в конструктиве строений.
  • Обращение в Общественную Палату РФ

    Руководителю Рабочей группы
    по вопросам инфраструктурного развития
    и строительства Общественной палаты РФ
    Ковпаку И.В.
    от жителей района Сокольники ВАО г. Москвы

    Уважаемый Игорь Викторович, уважаемые члены Общественной палаты!

    Мы, жители района Сокольники Восточного административного округа г. Москвы, обращаемся к Вам с просьбой поддержать наш протест против строительства капитальных объектов: станционного комплекса станции «Сокольники» и линейного участка Третьего пересадочного контура метро через район Сокольники, в том числе с изъятием для этого строительства озеленённых территорий общего пользования (природных комплексов).

    Наши обращения в различные органы исполнительной власти города Москвы результатов не принесли.

    Просим Вас помочь жителям сохранить территории природного комплекса г. Москвы:

    - Липовый бульвар ПК N 29 "Бульвар у Сокольнической пл." (зона охраняемого ландшафта), который вырубят для строительных работ станционного комплекса, часть его изымут под строительство выходов из вестибюля метро.

    - ПК N 1 "Лесопарк "Сокольники", где под историческими зонами парка планируется проложить метротоннель линии мелкого заложения Третьего пересадочного контура.

    В нашем округе ВАО проживает 1млн 400тыс жителей и всего 12 станций метро. Мы настаиваем на исполнении Генплана Москвы, утверждённого Законом Мосгордумы от 05.05. 2010 года, где предусмотрена связь станции метро Автозаводская через Соколиную Гору, Семёновскую, Преображенку, Богородское, Ростокино и далее через Маленковскую к станции ВДНХ.

    По Генеральному плану прохождение линии Третьего контура планировалось через станции глубокого заложения «Бауманскую» и «Красносельскую». Однако трассировку контура в 2012 г., чтобы уйти от участка глубокого заложения, изменили постановлением Правительства Москвы в нарушение Закона о Генеральном плане Москвы. Более того, вице-мэр М. Хуснуллин в марте 2014 г. заявил, что парк «Сокольники» будет «затронут» строительством, т.е. в парке будут разрытия, строительная площадка.

    Кроме того, парк «Сокольники» является объектом культурного наследия, а в соответствии со СНИПами метротоннели линий мелкого заложения не могут быть расположены ближе чем на 50 м от памятников истории и культуры.

    - ПК N 30 "Сквер у Сокольнической пл." (зона охраняемого ландшафта), где планируют выходы из вестибюля;

    - ПК N 32 "Сквер на пересечении ул. Матросская Тишина и 5-й Сокольнической ул.", где планируют строительство вентиляционной шахты.

    Просим Вас помочь жителям не допустить застройки охраняемых территорий и соблюсти Закон при реализации градостроительной деятельности в Москве, Закон, который гарантирует нам право на благоприятную среду, на территории общего пользования для неограниченного круга лиц, на отдых и пешие прогулки, на общественное пространство.

    Мы хотим сохранить Москву городом, пригодным для проживания - для будущих поколений! Именно так написано в Генеральном плане Москвы, которым не предусмотрена застройка зеленых зон, а наоборот - сохранение существующих парков и скверов и увеличение площади озелененной территории за счет создания новых зеленых зон.

    Требуем остановить непродуманные планы, не допустить застройку парка «Сокольники», какие-либо работы, не связанные с реставрацией памятника садово-паркового искусства, уменьшение озелененной территории общего пользования!


    С уважением, представители инициативной группы «Спасём Сокольники»

    13 января 2014г.

  • Перечень объектов культурного наследия, попадающих в зону планируемой трассировки ветки линии метрополитена Третьего пересадочного контура «Электрозаводская-Сокольники»


    1 Флигель усадьбы "Покровское", XVIII в.
    Адрес объекта: Попов пр., дом 2
    Охранный статус: Выявленный объект культурного наследия
    2 Загородный дворец Елизаветы Петровны, XVIII-XIX вв.
    Адрес объекта: ул. Гастелло, дом 44 строение 1
    Охранный статус: Объект культурного наследия федерального значения
    3 Сокольнический частный (полицейский) дом, главный корпус,
    1880-е гг., архитектор М.К.Геппенер

    Адрес объекта: Русаковская ул., дом 26
    Охранный статус: Объект культурного наследия
    Категория:Объект культурного наследия регионального значения
    4 3-е Сокольническое училище имени А.С. Пушкина,
    1909-1910 гг., архитектор В.Н. Основский.

    Адрес объекта: 2-я Сокольническая ул., дом 3
    Охранный статус: Объект культурного наследия
    Категория:Объект культурного наследия регионального значения
    5 Театр "Тиволи", кон. XIX нач. ХХ вв., 1926 г., 1970-е гг.
    Адрес объекта: Сокольническая пл., дом 7
    Охранный статус: Объект культурного наследия
    Категория:Объект культурного наследия регионального значения
    6 Храм Воскресения Словущего у Сокольнической заставы,
    1909 г., арх. Толстых А.П.

    Адрес объекта:Сокольническая пл., дом 6
    Охранный статус: Объект культурного наследия
    Охранный статус:Объект культурного наследия федерального значения
    7 Дом причта храма Воскресения Словущего у Сокольнической заставы, 1911 г., арх. Л.И.Лазовский, П.А.То
    Адрес объекта:Сокольнический Вал, дом 52
    Охранный статус:Выявленный объект культурного наследия
    8 Наземный вестибюль станции "Сокольники" Московского метрополитена Сокольнической (Кировско-Фрунзенской) линии, 1935 г., арх. Быкова Н.А., Таранов И.Г.
    Адрес объекта:ВАО, ул.Русаковская
    Охранный статус:Выявленный объект культурного наследия
    9 Перронный зал cтанции "Сокольники" Московского метрополитена Сокольнической (Кировско-Фрунзенской) линии, 1935 г., арх. Быкова Н.А., Таранов И.Г.
    Адрес объекта:ВАО, ул.Русаковская
    Охранный статус:Выявленный объект культурного наследия
    10 Парк "Сокольники" (566.0 Га)
    Адрес объекта:ВАО г.Москвы
    Охранный статус: Объект культурного наследия
    Категория:Объект культурного наследия регионального значения
    11 Станция Московского метрополитена Арбатско-Покровской линии "Электрозаводская", 1944 г., арх. Гельфр
    Адрес объекта:ВАО г.Москвы
    Охранный статус: Объект культурного наследия
    Категория:Объект культурного наследия регионального значения
  • Запрос депутата Совета Депутатов МО "Сокольники" в городе Москве Соломатиной Л.И. в Департамент природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы

    Запрос депутата Соломатиной Л.И.
  • Ответ депутату Совета Депутатов МО "Сокольники" в городе Москве Соломатиной Л.И. из Департамента природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы

    Ответ депутату Соломатиной Л.И.
  • Запрос депутата Совета Депутатов МО "Сокольники" в городе Москве Соломатиной Л.И. в Департамент культурного наследия г.Москвы (Мосгорнаследие)

    Запрос депутата Соломатиной Л.И. в Мосгорнаследие

    Руководителю Департамента
    культурного наследия г.Москвы
    Кибовскому А.В.

    Депутатская корреспонденция
    Уважаемый Александр Владимирович!

    В связи с информацией о планах строительства участка линейного объекта метрополитена линии Третьего пересадочного контура (ТПК) от станции «Нижняя Масловка» до станции «Авиамоторная», размещения станции «Сокольники» линии ТПК с размещением вестибюля новой станции по адресу Сокольническая площадь – Липовый бульвар (природный комплекс ВАО N 29 "Бульвар у Сокольнической пл."), который находится на территории объединённой охранной зоны памятников истории и культуры (Генплан, книга 2, стр.556), в зоне охраняемого культурного слоя и в зоне охраняемого ландшафта (Постановление Правительства Москвы от 7 июля 1998 года N 545).

    Прошу ответить:

    1. Осуществлялись ли историко-культурные исследования указанной охранной зоны на данное изменение объемно-планировочных параметров элементов застройки?
    2. Кто конкретно осуществлял историко-культурные исследования указанной охранной зоны на частичное изменение объемно-планировочных параметров элементов застройки?
    3. Когда осуществлялись историко-культурные исследования указанной охранной зоны на данное изменение объемно-планировочных параметров элементов застройки?
    4. В какой форме осуществлялись историко-культурные исследования указанной охранной зоны на частичное изменение объемно-планировочных параметров элементов застройки?
    5. Была ли осуществлена подготовка заключения по визуально-ландшафтному анализу указанной охранной зоны на частичное изменение объемно-планировочных параметров элементов застройки?
    6. Кто конкретно осуществлял подготовку заключения по визуально-ландшафтному анализу указанной охранной зоны на частичное изменение объемно-планировочных параметров элементов застройки?
    7. Когда была осуществлена подготовка заключения по визуально-ландшафтному анализу указанной охранной зоны на частичное изменение объемно-планировочных параметров элементов застройки?
    8. В какой форме была осуществлена подготовка заключения по визуально-ландшафтному анализу указанной зоны на частичное изменение объемно-планировочных параметров элементов застройки?
    9. Осуществлялось ли обследование памятников культурного наследия федерального и регионального значения, в связи с предполагаемым строительством метро в охранной зоне памятников, в частности: Церковь Воскресения Христова в Сокольниках, Загородный дворец Елизаветы по проекту Растрелли, Флигель усадьбы Покровское, дворец Тиволи, "колонча" и т.д. (см. приложение)?

    По каждому вопросу прошу дать отдельный ответ

    Ответ прошу выдать на руки

    С уважением,
    депутат Л.И.Соломатина

  • Ответ депутату Совета Депутатов МО "Сокольники" в городе Москве Соломатиной Л.И. из Департамента культурного наследия г.Москвы (Мосгорнаследие)

    Ответ депутату Соломатиной Л.И. из Мосгорнаследия
  • Ответ из Комитета государственного строительного надзора города Москвы

    Ответ из Мосгосстройнадзора
  • Ответ из Комитета государственного строительного надзора города Москвы

    Ответ из Мосгосстройнадзора
  • Заключение о нарушениях законов РФ, законов и иных нормативных правовых актов города Москвы при застройке, размещении объектов строительства и ином градостроительном использовании (освоении) особо охраняемых природных территорий, природных и озеленённых территорий москвы

    Раздел: Транспортные коммуникации – 7
    Входные параметры Нормативные акты и заключения
    п/п №№ 4
    Вх. № Общ.палаты 6398
    АО, район, адрес объекта строительства ВАО, Сокольники, Линия метрополитена – третий пересадочный узел
    Территория ПК, ООПТ ПК № 1-ВАО «Лесопарк «Сокольники»,
    ПК № 29-ВАО «Бульвар у Сокольнической пл.»,
    ПК № 30-ВАО «Сквер у Сокольнической пл.»,
    ПК № 32-ВАО «Сквер на пересечении ул. Матросская тишина и 5-ой Сокольнической ул.»
    Статус и категория территории, режим регулирования градостроительной деятельности (РРГД)*, кадастровый номер ПК № 1 – городской лес и ОКН;
    ПК №№ 29, 30, 32 - озеленённые территории общего пользования (ОТОП) категорий «сквер» и «бульвар» с РРГД № 2
    Нормативные правовые акты и иные документы о создании, застройке ПК – ППМ* от 19.01.1999г. № 38;
    ПрПл ПК № 1 - ППМ от 28.04.2009г. № 367-ПП Генеральный план Москвы, кн.3 стр.387
    Несоблюдение законодательства РФ и города Москвы при размещении и строительстве объектов Генеральный план Москвы не предусматривает строительство линии метрополитена через Сокольники (книги 2, 3). Планируемое строительство нарушает не только Закон города Москвы «О Генеральном плане города Москвы» и, соответственно, Градостроительный кодекс РФ и Градостроительный кодекс города Москвы, но и Земельный кодекс РФ (ст.85 ч.9, ст.99 ч.2), Лесной кодекс РФ (ст.102 ч.5.1), «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (ст. 33 ч.1, ст.35 ч.2); Законы города Москвы «Об охране и использовании недвижимых памятников истории и культуры (ст.33 ч.3) и «Об особом порядке регулирования градостроительной деятельности на исторических территориях города Москвы и на территориях зон охраны объектов культурного наследия в городе Москве» (ст.8 ч.1), «О защите зелёных насаждений (ст.2).
    Позиция ЭГ на слушаниях Общественной палаты Нарушение законодательства
    Выдержки из заключения

    Экспертная группа по проверке обращений граждан в Общественную палату Российской Федерации создана по рекомендации состоявшегося 20 марта 2014 года круглого стола на тему: «Природный комплекс столицы: зеленые легкие Москвы или строительная площадка? Вопросы градостроительной политики в области застройки парков и скверов города капитальными объектами». Круглый стол проведён Рабочей группой по вопросам инфраструктурного развития и строительства.

    С 2011 г. в Москве широкие масштабы приняли размещение объектов строительства, застройка и иное градостроительное освоение озеленённых и природных территорий общего пользования – парков, садов, скверов, бульваров, особо охраняемых природных и историко-культурных территорий, городских лесов и речных долин. Градостроительное использование этих территорий сопровождаются уничтожением зелёных насаждений и другой растительности, а также сокращением площади рекреационных зон, что имеет негативные экологические и социальные последствия…

    ... В соответствии с статье 8 Закона города Москвы «О защите зеленых насаждений», озелененные территории, в том числе зеленые массивы, а также участки земли, предназначенные для развития озелененных территорий, застройке, не связанной с их функциональным назначением, не подлежат ...

    Таким образом, федеральным законодательством, законами и подзаконными актами Москвы в сфере реализации полномочий по управлению Природным комплексом столицы установлена необходимость и обязательность сохранения и увеличение числа объектов озеленения. Между тем, постоянно осуществляется деятельность, ведущая к сокращению их численности путем изъятий территорий под нецелевые нужды.

    Проведение указанных работ на ООПТ противоречит сути режима особой охраны указанных объектов, установленных законодательством.

    ... На территориях национальных парков запрещается любая деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам и объектам растительного и животного мира, культурно-историческим объектам и которая противоречит целям и задачам национального парка, в том числе строительство магистральных дорог, трубопроводов, линий электропередачи и других коммуникаций, а также строительство и эксплуатация хозяйственных и жилых объектов, не связанных с функционированием национальных парков и с обеспечением функционирования расположенных в их границах населенных пунктов (ч.2 статьи 15 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях»). В соответствии с ч.3 статьи 95 Земельного кодекса Российской Федерации, на землях национальных парков, государственных природных заказников, памятников природы, включающих в себя особо ценные экологические системы и объекты, ради сохранения которых создавалась особо охраняемая природная территория, запрещается деятельность, не связанная с сохранением и изучением природных комплексов и объектов и не предусмотренная федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. В пределах земель особо охраняемых природных территорий изменение целевого назначения земельных участков или прекращение прав на землю для нужд, противоречащих их целевому назначению, не допускается.

    ... Таким образом, законодателем признано особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение территорий, планируемых под создание на их базе заказников, что делает невозможным их нецелевое использование.

    В соответствии с этими поручениями Москомархитектура, невзирая на требования федерального законодательства, закон о Генеральном плане города, постановления Правительства Москвы № 564, 1012, 38 и др. дает поручение на разработку проектов планировки, предполагающие изменение, отмену линий градостроительного регулирования. Указанные изменения, отмена ЛГР производятся на основании разработанных подчинёнными Москомархитектуре проектными институтами и архитектурными мастерскими проектов планировки территории.

    Г. Департамент природопользования и охраны окружающей среды, выдавая разрешения на строительство объектов капитального строительства непрофильного назначения в границах особо охраняемых природных территорий регионального значения города Москвы и ввод в эксплуатацию таких объектов капитального строительства, расположенных в границах ООПТ, действует с нарушением закона (п.4.2 ППМ № 296 от 17.05.2013г. «Об утверждении Положения о Департаменте природопользования и охраны окружающей среды»). Этими полномочиями ДПиООС наделен Правительством Москвы, в чем усматривается цель - получение нужных документов. Кроме того, ДПиООС выдаёт заключения «о соответствии требованиям законодательства в области защиты зелёных насаждений» на природные и на озеленённые территории при явном несоответствии предпроектных и проектных материалов экологическим требованиям и действующему законодательству.

    7. Рекомендации

    1. Просить Общественную палату РФ обратиться в Правительство Москвы с рекомендациями:

    - отменить неправомерно принятые решения (действие выпущенных Постановлений правительства Москвы) о непрофильном использовании, застройке, уменьшении площади территорий общего пользования природного комплекса Москвы - размещении и строительстве на территориях Природного комплекса Москвы объектов, не соответствующих их целевому средозащитному, природоохранному и рекреационному назначению;

    - изменить статус вошедших в состав Москвы в 2012 г. лесов лесного фонда и отнести их к защитным лесам категории «городские леса»;

    - дать поручение уполномоченным органам исполнительной власти Москвы в возможно короткий срок поставить на кадастровый учёт все объекты ПК в утверждённых Правительством Москвы границах по состоянию на 01.01.2011 г., с соответствующим статусу и целевому назначению территории видом разрешённого использования - «для размещения скверов, парков, городских садов», функционально – зона охраняемого природного ландшафта, зона природных и озелененных территорий общего пользования, сформированных в установленных границах; не допускать их нецелевого использования.

    4. Учитывая множественность проблем, а также сложившуюся в Москве практику неправомерного нецелевого использования экологически и социально значимых территорий ПК, что влечёт за собой возникновение конфликтных ситуаций как между общественными объединениями, требующими безусловного соблюдения законодательства при использовании указанных территорий, и Правительством Москвы, так и между различными группами населения, просить Общественную палату РФ создать постоянно действующую рабочую группу по проблемным ситуациям при использовании территорий ПК.

  • Из заключения экспертной комиссиии. Особое мнение юриста.

    ... Все антропогенные объекты создаются с целью обеспечить те или иные социальные потребности населения.

    Поэтому, рассматривая вопрос о целесообразности строительства конкретного объекта, необходимо установить, является ли его создание разумно обоснованной необходимостью. Иными словами, велика ли будет «социальная нагрузка» объекта, и каков будет реальный экологический вред от его создания и эксплуатации.

    При таком подходе вопрос о строительстве в пределах озелененных территорий зданий культурно-развлекательных комплексов, жилых домов с автостоянками, зданий храмовых комплексов, автомагистралей, линейного участка третьего пересадочного контура метро, а также иных объектов должен решаться по принципу индивидуального подхода к рассмотрению каждой конкретной ситуации ...

  • Резолюция для ОП РФ к заседанию 18.06.2014

    слушаний на тему: «Природный комплекс столицы: зеленые легкие Москвы или строительная площадка? Вопросы градостроительной политики в области застройки пар-ков и скверов города капитальными и некапитальными объектами», проведенные в Общественной палате Российской Федерации 18 июня 2014 г. членом Общественной палаты Российской Федерации IV созыва, руководителем рабочей группы по вопросам инфраструктурного развития и строительства комиссии по экономическому развитию и предпринимательству Ковпаком Игорем Викторовичем, совместно с членом Общественной палаты Российской Федерации V созыва Дискиным Иосифом Евгеньевичем.

    18 июня 2014 г. в Общественной палате РФ прошли повторные слушания на тему: «Природный комплекс столицы: зеленые легкие Москвы или строительная площадка? Вопросы градостроительной политики в области застройки парков и скверов города капитальными и некапитальными объектами». Первые слушания прошли в Общественной палате РФ 20 марта 2014 года, по итогам которых была создана экспертная группа по проверке обращений граждан в Общественную палату Российской Федерации, которая рассмотрела обращения граждан – жителей разных районов г. Москвы по проблемам градостроительной и иной хозяйственной деятельности на территориях Природного комплекса Москвы – особо охраняемых природных территориях, природных и озеленённых территориях, включая объекты культурного наследия, с точки зрения соответствия осуществляемой деятельности действующим нормам РФ и города Москвы. Рассмотрены и проанализированы 55 обращений с прилагаемыми документами: №№ 1114, 2485, 2501, 2502, 2503, 3038, 3039, 4493, 5636, 6035, 6183, 6242, 6269, 6272, 6273, 6274, 6287, 6290, 6291, 6294, 6302, 6308, 6311, 6354, 6364, 6367, 6368, 6375, 6376, 6377, 6378, 6382, 6384, 6385, 6386, 6387, 6388, 6389, 6391, 6392, 6393, 6395, 6396, 6397, 6398, 6399, 6400, 6465, 6466, 6483, 6536, 6538, 6547, 6548, 6906. По указанным обращениям рассмотрены проблемы осуществляемой и планируемой градостроительной и иной хозяйственной деятельности на 7 существующих особо охраняемых природных территориях, 4-х территориях природного комплекса, предназначенных для образования новых особо охраняемых природных территорий, 2-х т.н. «особо охраняемых зелёных территориях», 33-х озеленённых территориях общего пользования и 9 – ограниченного пользования или неустановленного статуса; среди указанных территорий – 12 объектов культурного наследия и 4 охранные зоны объектов культурного наследия.

    Проведён анализ указанной градостроительной и иной хозяйственной деятельно-сти на соответствие требованиям законов РФ – Земельного кодекса РФ, Градостроительного кодекса РФ, Лесного кодекса РФ, ФЗ «Об охране окружающей среды», «Об экологической экспертизе» и «О животном мире», законов и иных нормативных правовых актов города Москвы – Устава города Москвы, Градостроительного кодекса города Москвы, Законов города Москвы «О Генеральном плане города Москвы», «О землепользовании в городе Москве», «Об особо охраняемых природных территориях в городе Москве», «О схеме развития и размещения особо охраняемых природных территориях в городе Москве», «О защите зелёных насаждений», постановлений Правительства Москвы от 21.07.1998 г. № 564, от 29.12.1998 г. № 1012, от 19.01.1999 г. № 38 и др. нормативных правовых актов города Москвы (приложения 1-3).

    При этом эксперты руководствовались установленным Конституцией РФ (ст.ст. 72, 76 ч.ч. 2, 5) приоритетом федеральных законов по вопросам совместного ведения РФ и города Москвы как субъекта РФ перед законами и иными нормативными правовыми актами города Москвы.

    Экспертами установлено несоответствие градостроительной и иной хозяйственной деятельности, осуществляемой и планируемой на территориях ПК и озеленённых территориях вне ПК, требованиям законодательства по 44 обращениям и 40 территориям. По 3-м территориям к завершению работы экспертной группы были приняты решения об от-мене строительства.

    В границах 4-х территорий ПК заявленная градостроительная деятельность может осуществляться только на участках с установленным режимом регулирования градостроительной деятельности, разрешающим капитальное строительство при изменении их функционального назначения.

    По 1-й территории нарушения законодательства не выявлены.

    Градостроительная деятельность на 10 территориях требует отдельного рассмотрения.

    Экспертная комиссия 8 голосами «за» при 2 голосах «против», 0 голосах воздер-жавшихся и 1, высказавших особое мнение, одобрила следующие выводы и рекоменда-ции:

    1. При планировании и осуществлении градостроительной и иной хозяйственной деятельности на экологически значимых территориях природного комплекса, включая особо охраняемые природные территории, объекты культурного наследия и их охран-ные зоны, на стадиях планирования, проектирования и принятия решений систематически допускаются многочисленные нарушения законодательства РФ и города Москвы, в результате чего окружающей среде Москвы причиняется вред и нарушается конституционное право москвичей на благоприятную окружающую среду.

    2. Медики, биологи крайне обеспокоены неблагоприятным состоянием окружающей среды в Москве. По данным ВОЗ около 30 % здоровья человека прямо связано с состоянием и качеством окружающей среды. Состояние здоровья населения является важ-ным и объективным индикатором состояния окружающей среды. Связь загрязнения окру-жающей среды с заболеваемостью населения Москвы несомненна, и прежде всего, прояв-ляется нарушениями иммунитета. По целому ряду показателей инфекционная заболеваемость в Москве выше общероссийской. Особую тревогу вызывает высокий уровень заболеваемости среди детей, в том числе, онкологической патологией. Уровень заболеваемости растет в связи с нарушением биоценоза, из-за ухудшения состояния окружающей среды, которое во многом формируют зеленые насаждения. Происходящее сокращение их площади — один из главных показателей недальновидности экологической политики го-рода. Для создания комфортной, экологически безопасной среды обитания принципиаль-ное значение имеют площадь, покрытая растительностью, и площадь «запечатанных» территорий — застроенных и территорий вне зданий, покрытых бетоном и асфальтом. При существующем положении любое сокращение площади экологически эффективных (озелененных) территорий в Москве — сигнал экологического неблагополучия города. В Москве нет внятной и цельной экологической политики. Одна из задач экологизации городского управления — все градостроительные планы реализовывать вне природных, озелененных и особо охраняемых территорий, с увеличением площадей экологически эффективных (занятых растительностью) территорий в пределах «старой» Москвы.

    3. Невыполнение обязанностей по постановке территорий природного комплекса Москвы, границы которых в установленном порядке утверждены Правительством Москвы и закреплены линиями градостроительного регулирования, на кадастровый учёт создаёт благоприятные условия для отчуждения экологически значимых территорий под нецелевое использование.

    4. Рекомендует Общественной палате Российской Федерации обратиться в Правительство Москвы с рекомендациями:

    - отменить неправомерно принятые решения (действие выпущенных Постановлений правительства Москвы) о непрофильном использовании, застройке, уменьшении площади территорий общего пользования природного комплекса Москвы - размещении и строительстве на территориях Природного комплекса Москвы объектов, не соответствующих их целевому средозащитному, природоохранному и рекреационному назначению;

    - отнести включенные в состав г.Москвы в 2012г. леса лесного фонда к защитным лесам категории "городские леса" и внести соответствующие изменения в постановление Правительства Москвы от 22.08.2012г. № 423-ПП и постановление Правительства Моск-вы от 22.08.2012г. № 424-ПП;

    - дать поручение уполномоченным органам исполнительной власти Москвы в возможно короткий срок поставить на кадастровый учёт все объекты ПК в утверждённых Правительством Москвы границах по состоянию на 01.01.2011 г., с соответствующим статусу и целевому назначению территории видом разрешённого использования - «для размещения скверов, парков, городских садов», функционально – зона охраняемого природного ландшафта, зона особо охраняемых, природных и озелененных территорий общего пользования, сформированных в установленных границах; не допускать их нецелевого использования и сокращение площади;

    5. Учитывая сложившуюся в Москве практику неправомерного нецелевого использования экологически и социально значимых территорий ПК, что влечёт за собой возник-новение конфликтных ситуаций как между группами граждан, требующим безусловного соблюдения законодательства при использовании указанных территорий, и Правительством Москвы, так и между различными группами населения, просить Общественную палату РФ создать постоянно действующую рабочую группу по проблемным ситуациям при использовании территорий ПК.

    Один член Экспертной группы высказал особое мнение, касающееся обсуждае-мых вопросов. Особое мнение в авторской редакции приложено к настоящему заключению Экспертной группы.

  • СПРАВКА
    о составе экспертной группы по проверке обращений граждан в ОП РФ по теме:
    «Природный комплекс столицы: зеленые легкие Москвы или строительная площадка?»

    Вартанов Александр Зараирович

    - эксперт Общественной палаты (инфраструктурное развитие, подземное городское и транспортное строительство), доцент, профессор, разработчик курса «Методы и средства контроля окружающей среды и экологический мониторинг», автор учебника для студентов ВУЗов: «Методы и приборы контроля окружающей среды и экологический мониторинг»

    Гладун Юрий Владимирович

    - эксперт Рабочей группы Общественной палаты РФ, кандидат технических наук

    Симак Сергей Владимирович

    - Член ОП РФ, Проректор ГОУ ВПО «Самарская государственная областная академия», Председатель Центрального Совета Российской Зеленой Лиги

    Разбаш Ольга Александровна

    - консультант-эксперт по экологическому праву Общественной палаты Российской Федерации

    Харитонова Зоя Васильевна

    - Заслуженный архитектор РФ, кандидат архитектуры, архитектор-градостроитель, советник РААСН, заслуженный работник Москомархитектуры, член Союза Архитекторов РФ

    Майорова Елена Ивановна

    - Доктор юридических наук, профессор права

    Морозова Галина Васильевна

    - Руководитель Московского городского общества защиты природы, Заслуженный работник Москомархитектуры, Лауреат премий Мэрии Москвы (2001 г.) и Правительства Москвы (2011 г.) в области охраны окружающей среды

    Труфанова Елена Андреевна

    - Юрист Восточного викариатства г. Москвы

    Казаков Лев Константинович

    - Заслуженный эколог РФ, профессор, Почетный член Центрального Совета ВООП, Эксперт комитета по экологии ГД РФ и Экологического совета Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы

    Овчаренко Татьяна Иосифовна

    - Руководитель Общественного объединения «Школа активного горожанина», юрист, правозащитник

    Енгалычева Алина Яковлевна

    - Комитет Защиты Прав Граждан, биолог - член Общественного экологического совета по ВАО, член Общественного совета района Новогиреево по взаимодействию между органами исполнительной и законодательной власти и общественными объединениями

  • ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

    Без природных комплексов в городе жизнь невозможна. Основой природного комплекса являются древесная, кустарниковая и иные виды растительности. Наряду с растениями, важнейшим компонентом окружающей среды является почва, как место обитания растений, микроорганизмов и мелких животных (природных объектов).

    Ландшафт выполняет важнейшую жизненную функцию - среды обитания человека. Интенсивное освоении территорий приводит к снижению экологического потенциала природного комплекса, что существенно ухудшает экологическую обстановку.

    При таком подходе вопрос о строительстве в пределах озелененных территорий зданий культурно-развлекательных комплексов, жилых домов с автостоянками, зданий храмовых комплексов, автомагистралей, линейного участка третьего пересадочного контура метро, а также иных объектов должен решаться по принципу индивидуального подхода к рассмотрению каждой конкретной ситуации ...

    В начале 1990-х гг. на москвича приходилось около 26 м2 зеленых насаждений, а в 2011 г всего 11,3 м2 лесопокрытых площадей, что стало более, чем вдвое меньше региональной нормы (28 м2).

    Влияние состояния окружающей среды на здоровье жителей

    Совершенно очевидно, что при формулировании градостроительной политики таких огромных мегаполисов как Москва необходимо обеспечивать приоритет сохранения городских лесов (лесопарков) и других природных комплексов, зелёных насаждений территорий различного статуса – как важнейшего фактора окружающей среды, обеспечивающего её благоприятное для человека состояние, как естественный барьер, снижающий загрязнение атмосферного воздуха и риски экологически обусловленных заболеваний.

    С 2011 г. в Москве происходит массированное наступление на природный комплекс Москвы: озелененные территории общего пользования – парки, скверы, бульвары, сады – и природные территории – лесопарк, речные долины и даже ООПТ. Осуществляется застройка этих территорий капитальными и некапитальными объектами самого разного назначения, вырубка зеленых насаждений, изъятие природных компонентов, в том числе, запечатывание почвы.

    Москва находится в первой десятке субъектов РФ по загрязнению почв (по санитарно-химическим и микробиологическим показателям, а также тяжелым металлами). Происходит интенсивная деградация почв в результате экологически необоснованного содержания природных и озеленённых территорий (полное удаление листового опада и истощение почв) и их загрязнения противогололёдными реагентами, прямое уничтожение естественных почв искусственными почвогрунтами.

    Экспертами РИА Рейтинг на основании данных Росстата признано, что Москва занимает второе место после Норильска по выбросам загрязняющих веществ в атмосферу. При этом доля автомобильных выбросов составляет 92,8 % от общего объема загрязняющих веществ. Уровень загрязненности воздуха в Москве оценивается как очень высокий, критический и крайне опасный для здоровья людей. Однако, нынешние руководители Москвы игнорируют тот факт, что растительность, в т.ч. зелёные насаждения способны поглощать большую часть «таблицы Менделеева» из воздуха, улавливать тонны пыли, предотвращая проникновение вредных веществ, включая канцерогены, в наш организм. Кроме того, наличие свободных от застройки природных и озелененных территорий обеспечивает проветривание жилых кварталов. С увеличением плотности и высотности застройки эти процессы резко ухудшаются, что приводит к скоплению вредных веществ в воздухе и возрастанию величины теплового удара. Эти явления также негативно сказываются на здоровье людей.

    Специалисты - экологи, медики, биологи - обоснованно «бьют тревогу» в связи с крайне неблагоприятным состоянием окружающей среды в Москве. Происходящее сокращение экологически эффективных, занятых растительностью площадей — один из главных показателей недальновидности экологической политики города.

    ... По ряду экологических показателей и показателей здоровья Москва относится к числу худших среди субъектов Российской Федерации. В том числе, по комплексному показателю загрязнения атмосферы Москва входит в, так называемый, «приоритетный список» территорий с «повышенным» уровнем загрязнения (за счет превышения концентрация диоксида азота, приземного озона, оксида азота, формальдегида, оксида углерода).

    …..Несмотря на прямые и недвусмысленные законодательные положения о сохранении и увеличении экологически эффективных природных территорий общего пользования в Москве, систематически вырубаются и уничтожаются зелёные насаждения; запечатывается почва; нарушается соотношение частей парков, скверов и бульваров, установленное Правилами планировки и застройки города Москвы; изменяется функциональное назначение территории; нарушается запрет по высотности и назначению сооружений.

    Результатом этой деятельности стало уменьшение эффективной площади Природного комплекса города, выполняющего важную природоохранную, средообразующую и климаторегулирующую функцию и являющегося основным компонентом благоприятной, пригодной для жизнедеятельности людей окружающей среды.

    Эксперты констатировали, что сегодня г. Москва перенаселена и по плотности населения давно исчерпала свои резервы. С ростом населения увеличивается нагрузка и негативное воздействие на окружающую среду. Именно поэтому в основу градостроительной политики столицы следует положить не уменьшение, а сохранение и увеличение эффективной площади природного комплекса Москвы – парков, скверов, бульваров общего пользования, что предусмотрено Генеральным планом города Москвы, Генеральной схемой озеленения города Москвы на период до 2020 года ...

    Направления необходимой кратко- и среднесрочной городской экологической политики:

    Исключить практику сокращения озелененных территорий (парков, скверов, бульваров и прочих занятых растительностью площадей общего пользования, придомовых посадок), в ближайшие годы увеличить их площадь за счет уменьшения площади промышленных зон, пустырей и свалок.

    Придать статус «охраняемых природных объектов» разного ранга и степени защиты всем без исключения зеленым насаждениям в городе. Увеличить число и площадь ООПТ в Москве и прилегающих частях Подмосковья (в т. ч. создать ООПТ на территории Митинского и Тимирязевского парков, парка им. Воровского, Химкинского и Шереметьевского лесов).

    Создать и вести кадастр зеленых насаждений (с индивидуальным учетом каждого дерева).

    Ликвидировать все незаконно возведенные постройки на особо охраняемых природных территориях города, озелененных территориях общего пользования (парках, скверах, бульварах, природных заказниках, прибрежных зонах и др.) не связанные с их функциональным назначением; вывести с территории ООПТ, озелененных территорий общего пользования всех «сторонних пользователей», нарушающих ограничения и природоохранный режим. Прекратить «благоустройство» ООПТ (замена естественного почвенного покрова, мощение дорожек плиткой, строительство так называемых «входных групп» и т.п.), а его последствия — минимизировать. Начать, совместно с Подмосковьем, восстановление лесопаркового защитного пояса.

    Поэтому с точки зрения охраны природных компонентов окружающей среды как необходимого условия возможности безопасного и комфортного проживания в городе градостроительная политика в Москве, проводимая правительством в настоящее время, недопустима по отношению к жителям города.

    Эту практику необходимо срочно менять, и вводить для государственных гражданских служащих персональную ответственность за допущенные нарушения. В настоящий момент необходимо срочно отменить действие принятых распорядительных и нормативных актов, допускающих застройку, изъятие территорий общего пользования природного комплекса Москвы и осуществить подбор альтернативных вариантов для размещения необходимых объектов.